Термин «гомофобия», придуманный в конце 60-х гей-активистом Джорджем Вайнбергом стал важным инструментом в политической риторике ЛГБТ*-активистов и их союзников.
Дебют термина состоялся в американском порнографическом таблоиде «Screw» от 23 мая 1969 года, где он означал опасение гетеросексуальных мужчин, что их могут принять за гомосексуалистов. Тремя годами позже Вайнберг в своей книге «Общество и здоровый гомосексуалист» определил «гомофобию» как «страх перед гомосексуалистами, который, по видимому, связан с боязнью заражения и обесценивания дома и семьи». Он описывал это как медицинскую фобию.
Два гей-активиста из Гарварда, в методике пропаганды гомосексуализма писали:
И хотя термин “гомоненависть” был бы более точным, “гомофобия” лучше работает риторически, потому что звучит менее оскорбительно для натуралов и предлагает в квази-клинической форме, что анти-гомосексуальные чувства связаны с собственными нездоровыми психологическими сбоями и неуверенностью. (After The Ball, p.221)
Профессор психологии и исследователь Грегори Херек отмечает, что намерение Вайнберга приблизить «гомофобию» к области патологии было политическим, а не теоретическим.⁽¹⁾ То же самое подтверждают и разработчики гей-пропаганды из Гарвардского университета:
Авторы книги «Emotional, Physical and Sexual Abuse» утверждают:
Греческий суффикс «фобия» подразумевает неприятные физиологические и психологические реакции, а критерии для клинического диагноза «фобия» включают чрезмерный, иррациональный, неуместный и постоянный страх перед объектом или обстоятельством, и последующее желание дистанцироваться от него. Термин «гомофобия» не отвечает этим критериям, потому что:
(а) люди с антигомосексуальными установками считают свои негативные реакции на лесбиянок и гомосексуалистов нормальными и оправданными;
(б) в отличие от реальных фобий, «гомофобия» не обязательно ставит под угрозу социальное функционирование людей с антигомосексуальными установками;
(в) «гомофобы» не испытывают психологических страданий от своих негативных установок и не чувствуют необходимости от них избавляться;
(г) при фобиях избегание ситуаций или объектов связано с их боязнью, в то время как у «гомофобов» избегание связано не с боязнью, а активным отвращением и может сочетаться с агрессией.
Таким образом, термин «гомофобия» не является адекватным и обоснованным, поскольку он фокусируется в основном на отдельных случаях, пренебрегая культурным компонентом и социальными корнями нетерпимости.⁽²⁾
В научных публикациях для описания отрицательного отношения к гомосексуализму используется более точный термин — «гомонегативизм», но по известным причинам он не прижился в обиходной речи.
Отдельные представители гомосексуального сообщества создали для объяснения «гомофобии» так называемую «психоаналитическую гипотезу», согласно которой подавленные гомосексуальные тенденции индивида под действием защитного механизма «реактивного формирования» превращаются в неприязнь. Авторство данной гипотезы принадлежит отнюдь не Фрейду, как ошибочно считается, а британскому криминалисту и гомосексуалисту Дональду Весту, который в 1977 г. назвал это «латентным гомосексуализмом». Гей-активисты незамедлительно начали использовать обвинение в «латентном гомосексуализме» в своей риторике с целью смутить своих противников.
В вышеупомянутой книге гарвардских гей-активистов, которая описывает методы изменения отношения общества к гомосексуализму, приведён пример социальной рекламы ЛГБТ*-сообщества на тему «латентного гомосексуализма» с пояснением стратегии:
Если ты усиленно придираешься к геям, то у психиатров есть для тебя определение … латентный гомосексуалист.
Много лет назад было время, когда люди могли маскировать свои гомосексуальные наклонности, громко атакуя других геев. Но это время прошло. Теперь, притесняя геев, ты навлекаешь подозрения на самого себя. Так что тебе лучше заниматься своими делами, чтобы другие не подумали, что твоё дело — гомосексуализм!
СТРАТЕГИЯ: Заглушайте гомоненависть и отбивайте охоту преследовать геев, связывая это с латентным гомосексуализмом. Заставьте читателей молча сомневаться в своих собственных мотивах гомофобии. Заставьте их поверить, что проявление гомофобии может привести не к общественному одобрению, а к личному смущению и потере статуса.
КОММЕНТАРИЙ: Можно подумать, что это объявление направлено на головорезов и забияк из лагеря непримиримых врагов. Такие объявления заставят их угомониться со временем, но главной целью здесь являются неопределившиеся скептики. Если такая реклама окажется эффективной, скептики начнут подвергать цензуре свою гомоненависть. Более того, визуальное изображение объявления продолжает очернять гомоненависть, связывая её с угрожающими бандитами — очередной непопулярной группой аутсайдеров.
Естественно, данная гипотеза не имеет под собой никаких научных оснований и являет собой лишь порождение воспалённой фантазии, взятое на вооружение демагогами. Только в 1996 году была предпринята первая попытка связать «гомофобию» с «латентным гомосексуализмом» эмпирическим путём, однако результаты исследования оказались противоречивыми, а дюжина последующих исследований не оставила никаких сомнений на счёт несостоятельности «психоаналитической гипотезы».
Разберём здесь только исследование Генри Адамса, наделавшее в своё время немало претенциозных заголовков в СМИ. Адамс продемонстрировал двум группам мужчин, условно определённым как «гомофобы» и «негомофобы», порнографические видео гетеросексуального и гомосексуального характера. Их физиологические реакции на сексуальные стимулы были замерены при помощи пенильной плетизмографии (показания которой, кстати, считаются ненадёжными и не принимаются в суде). Определённая эректильная реакция на мужские гомосексуальные сюжеты наблюдалась у 54% в группе «гомофобов», и у 24% в группе «негомофобов». Адамс считает, что эти данные согласуются с психоаналитической гипотезой, но вместе с тем отмечает, что положительные фаллометрические показатели при просмотре гомосексуальных стимулов не обязательно свидетельствуют о скрытом гомосексуализме, поскольку известно, что тревожность и негативные эмоции усиливают возбуждение и приток крови к различным частям тела, в том числе и к половому члену.⁽³⁾ В исследованиях мюнхенского центра психиатрии, например, эректильная реакция на различные совершенно неэротические эпизоды, включающие агонические судороги умирающей собаки, была отмечена у 45% (!) участников. Таким образом, изменения в кровоснабжении половых органов могут происходить от ощущения угрозы и других переживаний, не связанных с сексуальным возбуждением. Поскольку у «гомофобных» мужчин, гомосексуальная порнография с наибольшей вероятностью вызовет негативные эмоции, то и повышенная эректильная реакция у них будет более предсказуема. Адамс также отмечает, что показатели эрекции в группе «гомофобов» были низкими и не особо отличающимися от группы «негомофобов», и указывает на необходимость проведения дальнейших исследований с более надёжными методами, включающими в себя когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты.⁽⁴⁾ Такие исследования были проведены в дальнейшем, но их результаты не поддержали психоаналитическую гипотезу гомонегативизма.
Поведенческая иммунная система
Негативное отношение к гомосексуализму легко объясняется Поведенческой иммунной системой — BIS (The behavioral immune system). Эта система представляет набор реакций, основанных на чувстве отвращения, чья цель — оградить индивида от потенциальных источников заражения. Так, мы инстинктивно чувствуем отвращение от неухоженных людей, стараемся держаться подальше от выделений организма, гнили и тому подобное. Ненормальность в поведении и внешнем виде тоже может служить признаком наличия патологии.
Существование поведенческой иммунной системы было зарегистрировано и у многих видов животных. Если какая-то особь в стае вдруг начинает проявлять неполноценное и нетипичное поведение, то сородичи начинают её сторониться, поскольку это может быть вызвано заразной инфекцией. Такую особь ждёт отчуждение, изгнание или даже расправа.
Индивиды, принадлежащие к незнакомым группам, которые отличаются внешне и демонстрируют непривычные модели поведения, воспринимаются как более вероятные носители патогенов. При распознании таких индивидов активируется поведенческая иммунная система и пробуждается инстинктивное отвращение.⁽⁵⁾
Некоторые половые акты и потенциальные сексуальные партнёры так же вызывают отвращение. Поскольку половой контакт часто сопряжён с риском заражения, то те виды контактов, которые могут лишь подвергнуть индивида патогенам, не суля при этом никакого репродуктивного успеха, вызывают сексуальное отвращение и неприязнь.⁽⁶⁾
Приведу здесь пример из моего собственного опыта, убедительно демонстрирующий присущность поведенческой иммунной системы. Лет 10 назад, на неком западном форуме, посвящённом музыке, один гомосексуалист из Германии опубликовал шуточный музыкальный клип с любовным посланием другому гетеросексуальному участнику. Все над этим потешались, а 15-летний подросток из Индии, который никогда не слышал о гомосексуализме, не мог понять о чём речь. Когда я, не вдаваясь в подробности, объяснил ему, что есть такие мужчины, которые женщинам предпочитают других мужчин, его первая реакция была: «Фу, но это же отвратительно!» Обратите внимание, что эта реакция не была обусловлена какими-то предубеждениями или предшествующим негативным отношением окружающих, а исходила именно из какого-то имманентного внутреннего ощущения.
Исследования установили, что отвращение является ключевым компонентом отрицательного отношения не только к гомосексуализму, но и самой ЛГБТ*-идеологии, которые интуитивно воспринимаются как угроза заражения (как инфекционного, так и морального), передающегося наподобие вирусам.⁽⁵⁾ Данное интуитивное опасение вовсе не лишено оснований. Известная актриса Ирина Алфёрова рассказывает:
Неправда, что они не влияют на нормальных людей. Когда я училась в ГИТИСе, у нас педагог был геем. Очень известный человек. К нему приезжали учиться со всей России, было много мальчиков из простых крестьянских семей — нормальных мужиков. К концу обучения весь курс стал голубым.
И хотя гей-активисты с пеной у рта будут утверждать, что «ориентация неизменна и никого нельзя сделать гомосексуалистом», не только житейская мудрость, но и научные исследования доказывают обратное. Голландский исследователь описывает случаи, в которых гетеросексуальные мужчины стали полностью гомосексуальными в результате соблазнения.⁽⁷⁾
Американская лесби-активистка, профессор Камилла Палья в своей книге Vamps & Tramps пишет следующее:
Смешно утверждать, что гей интересуется только другими геями и никогда не будет строить глазки натуралу в душевых. Когда я услышала это по телевизору, я чуть не лопнула от смеха. Каждый, кто ходит в фитнес-клуб, хорошо об этом знает. Сексуальное напряжение и оценивающие взгляды — это константы, прежде всего среди геев, которые никогда не прекращают попыток “снять” каждого в поле своего зрения. Соблазнение натуралов — один из самых эротичных мотивов в гей-порно.
По данным исследовательского центра YouGov «абсолютных гетеросексуалов» среди британцев в возрасте 18–24 лет вдвое меньше, чем среди людей старшей возрастной категории (46% по сравнению с 88%). Такой разрыв в сексуальной самоидентификации в возрастном разрезе является прямым результатом гомосексуальной пропаганды последних десятилетий, которая направленна главным образом на молодежь.
В исследовании «Лондонского центра гигиены и тропической медицины» приводится список инфекционных заболеваний, которые вызывают реакцию отвращения, среди них числятся СПИД, сифилис и гепатит.⁽⁸⁾ Именно эти заболевания ассоциируются с гомосексуальным образом жизни.
Таким образом, отвращение к гомосексуализму — это естественный биологический механизм, защищающий человека и общество от болезней и морального упадка. На стадии перехода человеческого общества в социальную форму, функции отвращения распространились и на социальный уровень, что проявилось в порицании антиобщественного поведения и остракизме нарушителей социальных норм.⁽⁹⁾ Пропаганда толерантного отношения к извращённым практикам и применяющим их сообществам стремится подавить работу этого природного механизма.
Кто это делает и зачем — тема другой статьи.
Литература
- Beyond “Homophobia”: Thinking About Sexual Prejudice and Stigma in the Twenty-First Century. Gregory M. Herek
- Emotional, Physical and Sexual Abuse (en-gb) / Giovanni Corona, Emmanuele A. Jannini, Mario Maggi. — 2014. — DOI:10.1007/978-3-319-06787-2
- Anxiety Increases Sexual Arousal David H. Barlow, David K. Sakheim, and J. Gayle Beck Center for Stress and Anxiety Disorders State University of New York at Albany
- Henry E. Adams, Lester W. Wright Jr., and Bethany A. Lohr. Is homophobia associated with homosexual arousal? // Journal of Abnormal Psychology, 1996 № 105(3), С. 440—445.
- Homosexuality and Pro-Gay Ideology as Pathogens? Gabrielle Filip-Crawford and Steven L. Neuberg, 2016
- Disgust: Evolved function and structure. Tybur J.M., 2013
- Can seduction make straight men gay? Herman Meijer, 1993
- Why disgust matters, Valerie Curtis, 2011
- Body, Psyche, and Culture: The Relationship between Disgust and Morality. Jonathan Haidt et al. 1993