Гомосексуализм в античном мире

Воспоминания о днях минувших
больше говорят о настоящем,
чем о прошлом. 

От апологетов однополых отношений нередко можно услышать, что гомосексуализм был нормой в античном мире, особенно в древнем Риме и Греции. На самом же деле миф о “гомосексуальной утопии” в древней Греции популяризировал судимый за содомию Оскар Уайлд, а дошедшие до нас фрагментарные свидетельства в виде античных текстов и произведений искусства указывают скорее на обратное. На протяжении всей истории человечества, гомосексуализм, особенно в пассивной роли, существовал как позорное и маргинальное явление. Лишь в прогнивших цивилизациях, в период их упадка, однополые практики, возможно, получали некоторое распространение, но даже тогда, влечение к представителям своего пола более сильное, нежели к представителям противоположного, считалось выходящим за рамки нормы. Нигде и никогда до нашего времени исключительно гомосексуальные отношения между взрослыми не были санкционированы.

Читая эту статью, необходимо помнить об условности современного термина «гомосексуализм» применительно к сексуальным практикам между людьми одного пола в античности, которые едва ли сопоставимы с тем, что происходит в ЛГБТ-сообществе сегодня. Дело в том, что акты оральной или анальной пенетрации всегда считались глубоко унизительными и оскверняющими для реципиента, поэтому о каких-то легитимных гомосексуальных парах не может быть и речи.

В Афинах гомосексуалисты презирались и были обязаны заявлять о своем пороке в экклесию, после чего лишались всех гражданских прав. Если же они скрывали свой порок, то их подвергали остракизму или казнили. Для них существовали унизительные прозвища, такие как euryproktos (широкий анус), chaunoproktos (зияющий анус) и lakkoproktos (анус как яма).

В речи Эсхина против Тимарха говорится, что если какой-либо афинянин будет любовником мужчины¹, то ему запрещается:
1) быть одним из девяти архонтов,
2) быть священником,
3) быть защитником на суде,
4) занимать какую-либо должность внутри и вне Афинского государства
5) исполнять обязанности глашатая или избирать глашатая,
6) входить в священные общественные места, участвовать в религиозных литургиях с венком на голове и находиться в той части площади, которая освящена окроплением.
Нарушитель вышеназванных указаний наказывался смертью.

Подавляющее большинство исследователей согласны, что в Древней Греции гомосексуальный контакт между двумя равноправными мужчинами считался глубоко противоестественным и жестоко карался. Для обозначения мужчины, добровольно принявшего пассивную роль в анально-генитальном контакте существовало специальное понятие: κίναιδος — кинейдос (падший). Приняв пассивную роль, кинейдос уподоблялся проститутке и становился недостойным быть свободным человеком. Как следствие кинейдос лишался прав гражданина.  Также считалось, что человек, позволивший быть анально проникнутым, считался склонным к злоупотреблению алкоголем, едой, деньгами или властью. (Greenberg in Roger 1997, стр. 181). 

Несколько цитат:

• Не существует доказательств тому, что гомосексуализм пользовался всеобщим признанием… Греки никогда не «канонизировали» физический акт содомии… При более подробном анализе становится очевидной широко распространенная практика насмешек и отвращения к гомосексуалистам. (Karlen 1977, стр. 33, 35).

• Из тех, кто предавался страсти, никто не вызывал большего отвращения, чем класс сексуальных дегенератов, известных как katapugons или kinaidoi (Davidson 1998, стр. 167)

• Образ кинейдоса был абсолютно отрицательным … (Clark 2008, стр. 22)

• Кинейдос воспринимался как отталкивающий человек, извращенец и в общественном и в сексуальном смысле (King in Porter 1994, стр. 30)

[древние греки считали, что] анально-генитальная пенетрация между взрослыми мужчинами была недопустима … ассоциировалась с непристойностью и грубостью (Keuls 1995, стр. 291, 299).

• [древние греки считали, что] взрослый мужчина, участвовавший в рецептивной роли в анально-генитальной пенетрации, утрачивал статус мужчины и становился женоподным, подверженным осуждению и презрению (Vanggard 1972, стр. 89)

• [древние греки считали, что] мужчина, которому нравится быть анально проникнутым другим мужчиной — это извращенец, источник потенциальных социальных беспорядков, к нему и стоит относиться как к женщине, чью роль он принимает (Thorton 1997, стр. 105)

• Пассивная роль в анально-генитальной пенетрации считалась унизительной и отвратительной. Таких называли euryproktoi — буквально «широкий задний проход» (Garrison 2000, стр. 161).

• Взгляды в Афинах на взрослого мужчину, который позволил себе быть в пассивной роли в генитально-анальной пенетрации, были абсолютно отрицательными. Такой человек рассматривался как потенциальный шпион и враг государства, поскольку он уже предал свою собственную природу и, следовательно, способен предать всё общество …» (Dover 1978, стр. 20).

В Риме пассивный гомосексуализм считался воинским преступлением и уличённого в нём солдата забивали палками. Считалось, что рецептивная роль делает римляна «женоподобным», а утрачивая мужественность, он становится бесполезным и даже вредным общине в гражданском и военном отношениях. У Плутарха описано как Сенат приговорил некого Капитолина к крупному штрафу за «гнусное предложение» сыну своего коллеги, после чего вышел «Скантиниев закон» запрещающий «разврат с мальчиками и мужчинами».

Защитники ЛГБТ также ссылаются на «Пир» Платона, в котором тот якобы восхваляет любовь к мальчикам и юношам, однако речь идёт именно о любви, а не содомии. Понятие «платоническая любовь», описывающая возвышенное духовное чувство без низменно-чувственного физического влечения, берёт начало именно в этом произведении, а что Платон думает о гомосексуализме можно прочесть в его «Законах»:

«Природа побуждает женский пол быть в связи с мужским полом от рождения, и ясно, что удовольствие в этом дано СОГЛАСНО ПРИРОДЕ, в то время как связь мужского пола с мужским, и женского пола с женским — ПРОТИВ ПРИРОДЫ. Никто не должен вступать в связь с благородными и свободными, кроме их собственной жены, и даже не позволяется распространять внебрачное семя среди наложниц или вступать в связь с мужчинами, что есть противоестественно, и лучше связь между мужчинами запретим совершенно».

Ученик Платона — Аристотель, говоря о звероподобных и болезненных состояниях в VII книге «Никомаховой этики», наряду с каннибализмом, трихотилломанией и парорексией также упоминает гомосексуализм:

«Это склады звероподобные (причём у некоторых от помешательства, как, например, у человека, принёсшего в жертву и съевшего свою мать, или у раба, съевшего печень товарища), и, наконец, бывают [состояния] как бы болезненные или от [дурных] привычек, как, например, привычка выдёргивать волосы и грызть ногти, а также уголь и землю. Добавим к этому любовные наслаждения с мужчинами».

«Педерастия»

Теперь давайте рассмотрим, что представляла собой «санкционированная педерастия» в древней Греции. Один из первых исследователей сексопатологий — Крафт-Эбинг, вместо имеющего религиозные коннотации слова «содомия», начал использовать слово «педерастия» как научный термин, обозначающий введение пениса в анус. 

Вместе с тем в древнегреческом языке это слово буквально означает «детолюбие»: педос — дитя, в смысле отрок (от 7 до 15 лет), ерастис — любящий. Здесь следует отметить, что в греческом языке есть четыре разных по смыслу слова — сторге́ (στοργή), фили́я (φιλία), э́рос (ἔρως) и ага́пе (ἀγάπη), которые на русский все переводятся как «любовь». Они означают привязанность, самопожертвование, отзывчивость, дружественность, расположение, и т.п. В современном оскудневшем греческом языке, слова с корнями «эр» относятся к эротической чувственности, но в античные времена έρωτας использовалось в смысле горячей дружбы. Это именно то, что было между Гераклом и мудрым кентавром Хироном, где первый «охваченный любовью» ушёл жить к нему в пещеру. Ни о какой содомии здесь, конечно, речи не идёт. То же относится и к спартанцам, разделённым на преданные пары, которые могли спать под одним плащом и целовать друг друга перед битвой. Достоверно известно, что наказание за содомию у спартанцев было избиение палками, позорное изгнание и даже смерть. Как сообщает древнеримский писатель Клавдий Элиан в третьей книге «Пёстрых рассказов»:

«Спартанские юноши держатся с теми, кто в них влюблен, без гордости и заносчивости, наоборот, их обращение противоположно обычному в таких случаях поведению юных красавцев — они сами их просят, чтобы влюбленные «вдохновили»; в переводе это значит, что мальчиков надо полюбить. Однако эта любовь не содержит ничего постыдного. Если же мальчик посмеет допустить по отношению к себе нескромность или влюбленный на нее отважится, обоим небезопасно оставаться в Спарте: их приговорят к изгнанию, а в иных случаях даже к смерти».

Поцелуй же в ту эпоху служил выражением родительского и товарищеского чувства и не имел никакого сексуального смысла (Lombroso 1895). По словам античного историка Ксенофонта, отношения зрелого воина с мальчиками и юношами сводились к идеализированной мужской дружбе, а сексуальная связь считалась извращением, сравнимым с инцестом.

В древней Греции каждый юноша с 12 лет, по одобрению отца, выбирал себе образ для подражания  — кого-либо из граждан или нескольких граждан. Здесь дело не ограничивалось простым подражанием, но основывалось на прочных отношениях, зачастую более основательных чем семейные. Быть «эрастисом» было почётно, но сопряжено и с обязанностям: не уронить себя в глазах воспитанника, а ещё хуже — быть обвинённым гражданами в неправильном воспитании ученика. Так наставник мог быть наказан за проступки своего воспитанника, а также за непомерные требования или непосильные задания. Если же речь шла о возможном развращении воспитанника (включая и сексуальное развращение) то наказанием эрастиса была смерть. «Речи Эсхина. Против Тимарха», гл.16:

«Если какой-либо афинянин обесчестит, развратит или осквернит² свободного юношу, тогда родитель юноши должен направить письменное заявление прокурорам и требовать наказания виновного. Если суд признает его виновным, то он должен быть предан одиннадцати палачам и казнён в тот же день. Виновные за те же преступления считаются и те, которые делают то же самое по отношению к рабам».

Часто в качестве примера педерастических сексуальных отношений приводится миф о Ганимеде, в котором превратившийся в орла Зевс уносит прекрасного юношу на Олимп, где делает его своим фаворитом и виночерпием, даровав бессмертие. Века спустя появилась версия, что Ганимед был также и наложником Зевса, однако и Сократ, и Ксенофонт и Платон отвергают такую интерпретацию. Ксенофонт, указывая на этимологию имени (Ganu Med — наслаждаться умом), утверждает, что Зевс любил юношу непорочной любовью за его psyche — разум и душу.

Различные артефакты с откровенными сексуальными изображениями принадлежат в основном лупанариям (борделям), что вовсе не свидетельствует о том, что изображённые на них действия были широко распространены в греческой культуре. Обычно, человек обращающийся к услугам проституток платит за то то, что недоступно ему в нормальных условиях. Делать какие-либо обобщения на основании подобных находок равносильно тому, что археологи будущего раскопают какой-нибудь клуб БДСМ и по найденным там предметам сделают вывод о нравах всей цивилизации.

Вдобавок ко всему, многие из циркулирующих в киберпространстве изображений “античного гомосексуализма” являются либо современными подделками и стилизациями, либо превратно истолкованными гетеросексуальными отношениями.

Современные подделки и стилизации

Известно, что до нашего времени дошли сведения о приблизительно 100000 древнегреческих вазах, содержащих изображения (Corpus Vasorum Antiquorum Project).

Британский исследователь Кеннет Довер перечисляет около 600 ваз, рисунки на которых, по его мнению, «изображают гомосексуальное поведение или содержат намёк на него». Однако анализ каждой вазы из списка Довера, проведённый греческим экспертом Адонисом Георгиадесом, выявил, что непосредственно гомосексуальные сюжеты наблюдаются только на 30 вазах, а на остальных 570 вазах изображены герои, битвы и даже гетеросексуальные сюжеты (Georgiades 2004, стр. 100)

Вазы, на которых Довер усмотрел скрытые гомосексуальные мотивы

На указанных 30 вазах можно найти изображения мужчин, тянущихся рукой к невозбуждённым половым органам мальчика (которую мальчик нередко останавливает), или пытающихся просунуть пенис между его бёдрами спереди. Нет ни одного изображения аногенитального однополого контакта, поскольку пассивное участие в таком акте было унизительным и оскорбительным для мужчины. Лишь распутные сатиры изображены в непосредственном орогенитальном гомосексуальном контакте друг с другом, наряду с сексуальными сценами с животными. Можно ли на основании этого заключить, что скотоложество (как и мужеложество) было приемлемым в Античной Греции и, следовательно, должно стать таковым и в современном обществе?

Сапфо с острова Лесбос

Активисты ЛГБТ-движения используют образ поэтессы по имени Сапфо с острова Лесбос в качестве символа женского гомосексуализма, так как, по их мнению, в дошедших до наших дней коротких обрывках некоторых из её стихов содержится некий гомоэротический намёк. Согласно же работе историка литературы — академика А.Н. Веселовского, поэзия Сапфо посвящена красоте юношей и девушек, а также любви, отвлечённой от грубости физиологической чувственности. Эллинская психиатрическая ассоциация недавно опубликовала работу, согласно которой, любовь между женщинами в стихах Сапфо, по всей видимости, носит платонический характер и похожа на отношения Сократа с его учениками — то есть близкие личные отношения без сексуального контекста.

Учитывая, что Сапфо сбросилась со скалы из-за неразделённой любви к мужчине, а в классической афинской комедии она изображалась как распутная женщина, имевшая множество романов с мужчинами, её символический статус в современной “гей-культуре” особенно ироничен. Предположения о гомосексуальных предпочтениях Сапфо — это всего лишь домыслы некоторых авторов, появившиеся веками позже после её смерти, и являющиеся, согласно многочисленным эллинистам и историкам, клеветой чистой воды.


Это неоспоримый исторический факт, что всякое общество, где распространялась сексуальная распущенность, скоро прекращало своё существование. Все принявшие содомию
народы канули в бездну веков, а их современники, наложившие ограничения на проявления сексуальности, существуют и по сей день. Как показывает история, когда какое-то общество легализовывало пороки и разврат (что неизменно сопровождалось общим моральным разложением), его в скором времени захлёстывала волна соседних народов, более здоровых и сильных. Так сгнила изнутри и развалилась Древняя Греция, а имперский Рим пал под напором варваров. Античные эллины, с их знаменитым прямым носом без переносицы выродились и были заменены соседними народами из Малой Азии, которые и представляют бо́льшую часть сегодняшнего населения Греции. Судя по происходящему в Западной цивилизации, её ждёт такая же участь. Мы уже видим, как европейцы принявшие содомию и другие извращения, заменяются африканцами, турками и арабами.

Подробное исследование можно прочесть со страницы 477 в информационно-аналитическом докладе «Риторика гомосексуального движения в свете научных фактов».
doi:10.12731/978-5-907208-04-9, ISBN 978-5-907208-04-9 


¹ Фраза на эллинском языке «Ἐάν τις Ἀθηναῖος ἑταιρήσῃ, μὴ ἐξέστω αὐτῷ τῶν ἐννέα ἀρχόντων» в переводе Э.Д. Фролова звучит так: «Если какой-либо афинянин станет предаваться распутству, то не дозволено ему будет избираться в коллегию девяти архонтов…»  Надо сказать, что перевод выполнялся в советское время, и по понятным причинам ни о каком гомосексуализме тогда речи быть не могло. Однако дословный перевод будет таким: «Если какой-либо афинянин «этериси» (ἑταιρήσῃ) — будет любовником мужчины…»

² Так же фраза «Ἄν τις Ἀθηναίων έλεύθερον παῖδα ὑβρίσῃ» переводится Фроловым как «Если кто-нибудь из афинян учинит насилие над свободным мальчиком…» Дословный же перевод будет: «Если какой-то афинян свободного юношу «ивриси» (ὑβρίσῃ)» — дословно «обесчестит, развратит, осквернит».

Подробнее в видео

13 мыслей о “Гомосексуализм в античном мире”

  1. Всё-таки дат не хватает статье. Допустим: “В Афинах классического периода гомосексуалисты презирались…”, автор за классический период берёт какую датировку? И как следствие вытекает вопрос, а в “неклассический” период тогда какое было отношение? По сути ответ в первом абзаце: “На протяжении всей истории человечества”, но тогда зачем писать про некий “классический” период?

    На мой взгляд важно сделать акцент что отрицательное отношение к педерастии было и до прихода Христианства в мiр. И ещё сносочек не хватает, например мне бы интересно знать откуда взяты сведения о императоре Нероне, ибо только о том кто виновник пожара 64 г. противоречивые сведения.

    Благодарю!

    1. Спасибо за дельный комментарий. В ближайшее время все недочёты здесь будут устранены. Это, можно сказать, черновые наброски главы 11 из доклада «Риторика гомосексуального движения в свете научных фактов», которую Вы можете прочесть со страницы 477. Про Нерона говорится также со стр. 433. Поскольку сведения о поджоге Рима и в самом деле неоднозначны, мы не стали упоминать это в докладе.

      1. но христиане никогда маскулинных мужиков геев не тратили сами использовали это лобби против феменных людей, это патриархат

  2. いやいや、古代ローマの崩壊は同性愛ではなく、邪教キリスト教の蔓延でしょうw現代でもキリスト教国家は満遍なく腐敗していますよw

    1. Перевод с японского: «Нет, крах Древнего Рима — это не гомосексуализм, а распространение злого христианства. Даже в наше время христианская нация испорчена в той же мере».

      А никто и не утверждает, что Рим пал из-за гомосексуализма. Гомосексуализм был (если был) только одним из симптомов больного общества. Поэтому разложившиеся в моральном плане римляне были повержены более здоровыми народами, а христианство только втекло в образовавшийся вакуум. В настоящее время мы видим аналогичный процесс в отказавшейся от христианства Европе, где более здоровые народы замещают разложившиеся коренные.

  3. понимаю что это сайт контр пропаганды , но то что существуют андрофильные геи это не разу не фейк, какая ваша аргументация только о библейской и советской ? ведь речь явно тогда шла о маскулинных гомосекуалах а не “борисах моисеевых с сергеем зверевым”

    1. Автор написал в своей статье только аргументированные факты какие ещё притензий? Единственное в чём он ошибается это в том,что Рим пал из-за проникшего разврата в нём,а также человек выше,который написал про христианство тоже ошибается. Моральный упадок и христианксий раздоры,а также довольно лёгкое вторжение варваров(которым раньше постоянно давали люлей) является следствием,а не причиной краха Рима. Главные причины были социально-экономические.

      1. этот тупой пропаганда некий сайт вот православие.ру говорит что масскулинные пидарасы были цитата “Оскорбленные тем, что мужской гомосексуализм постоянно описывался как женоподобность” но в обществе всё равно будет неприязнь только к женоподобным даже не геям

  4. Man, you people are absolutely fucked in the head, clearly. I realize nothing I say will matter to such an ill informed, vile, hate filled writer.

    Like first off, which is it—-the Greeks did NOT have a gay tolerant culture OR their culture fell because they were so gay tolerant?!?? Your facts are, in several instances, completely fabricated. You consistently use events or people or laws from the Roman Republic, Roman Empire all the way through Middle Ages as examples of your thesis that homosexuals didn’t exist in Ancient Greece. Except Ancient Athens, precluded those other cultures by thousands of years.

    So let’s at least get that out of the way. You are historically inaccurate. The only “references” you mention are about 3 books from 1970s-90s that are non scientific opinions out of millions of published scientific/historical/archeological professional works done over millennia. Your ridiculous claims about works of ancient art being from brothers is absolutely false.

    It’s very clear that you don’t like gay guys. Science has shown (in real country’s) the most homophobic men, the angriest, the loudest are 80% of the time in the closet and the rest are mostly bisexual. You see, guys who are secure with their sexuality realize gay people aren’t a threat to them. Clearly you aren’t very secure.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *